• PR: главный инструмент в продвижении дизайнера

    Среди всего разнообразия способов продвижения дизайнера есть бесспорный лидер – это PR или, по-русски, связи с общественностью

Существует множество способов «раскрутить» дизайнера интерьера, архитектора или дизайнерскую компанию. Каждый из них имеет свои преимуществ и недостатки, подводные камни и лимиты. Но среди всего разнообразия способов продвижения дизайнера есть бесспорный лидер – это PR или, по-русски, связи с общественностью.

Справка: все материалы, которые располагаются в разделе «Дело: бизнес дизайнера», выкристаллизованы основателем компании PARASON Евгением Червой. Они основаны на личном опыте продвижения, как собственной студии, так и сторонних заказчиком из сферы дизайна.

ПОЧЕМУ PR ЛУЧШИМ ОБРАЗОМ ПОДХОДИТ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРА ИНТЕРЬЕРА?

Чтобы понять это, давайте быстро пробежимся по основным каналам продвижения, а также в общем взглянем на основную бизнес-модель в дизайнерском деле.

Основные каналы продвижения:

1. Реклама. Это мощный инструмент, который позволяет продвинуться или привлечь клиентов здесь и сейчас. Вместе с тем, у рекламы есть свои ограничения: она приносит пользу только тогда, пока работает, требует бюджетов.

Другими словами, чтобы продвигаться при помощи рекламы, дизайнеру необходимо постоянно в нее инвестировать собственные средства. Причем здесь важно поддерживать ее определенные объем: недостаточно дать один макет в журнал и один ролик на радио, требуется «критическая масса» рекламных сообщений, когда они начинают приносить пользу.

2. Реклама дизайнера в Интернете. Я вынес этот пункт отдельно, так как он является наиболее популярным на сегодняшний момент.

Реклама в Интернете – это суп из разнообразных методов и способов заявить о себе. Часть из низ бесплатные, но малоэффективные: доски объявлений, сообщения на форумах, спам. Другая часть – эффективная, при этом затратная и высоко конкурентная: поисковое продвижение, seo, контекстная реклама.

По большому счету, реклама в Интернете ничем не отличается от обычной рекламы. Только здесь дизайнер может более тонко работать с целевыми группами.

3. Участие в выставках. Достаточно важный элемент в раскрутке дизайнера интерьера. Основными достоинствами являются возможность быстрой наработки новых клиентов, а также постепенное угасание эффективности. Что имеется в виду?

На выставке дизайнер раздает визитки, презентационные материалы, демонстрирует свои работы и, самое главное, имеет личный «доступ к телу» клиента. То есть он может осуществлять продажу и саморекламу непосредственно общаясь с целевой аудиторией.

Безусловно, например, реклама такой возможности не дает. В данном случае дизайнер интерьера общается опосредованно через свое рекламное объявление.

Вместе с тем, выставки имеют и недостатки. Первое, это высокая стоимость участия. Второе, личная вовлеченность дизайнера: во время мероприятия отсутствует возможность заниматься непосредственной работой. Важный нюанс: если вы не одиночка, а владеете студией, то не стоит перепоручать участие в выставке своим подчиненным.

По личным наблюдениям также могу выделить еще один недостаток. Это плохая прогнозируемость эффективности участия: нет никакой гарантии, что выставка принесет дизайнеру какую-либо пользу. Можно получить 20 клиентов, а можно простоять впустую.

4. Отдельно стоит поговорить о «сарафанном радио».

Многие воспринимают его и уверены, что это самый лучший способ привлечения клиентов и продвижения бизнеса дизайнера интерьера.

Позвольте с не согласиться. Сарафанное радио, бесспорно, является важнейшим каналом получения новых заказов. Но оно не относится к каналом продвижения, так как по своей сути представляет собой «товаропроводящую сеть дизайнера». Сейчас расшифрую.

Сарафанное радио возникает только после нескольких успешных продаж, нескольких успешных реализованных проектов. Оно – следствие работы дизайнера и связано исключительно с его непосредственной деятельностью. Дизайнер может получать львиную долю клиентов через этот канал только в случае постоянной качественной работы.

Здесь я хочу сказать, что сарафанное радио – это основа бизнеса дизайнера. Без него невозможно организовать стабильную и эффективную деятельность.

Более подробно мы рассмотрим данный феномен в других материалах.

5. PR или связи с общественностью.

К моему глубокому сожалению, настоящий инструмент продвижения дизайнерам в 95% случаев неизвестен. Хотя именно он является самым эффективным. И вот по каким причинам.

Во-первых, он может вообще не требовать бюджета. Во-вторых, PR – не сильно затратный по времени инструмент продвижения. В-третьих, он предоставляет дизайнеру неограниченные возможности рассказать о себе и своих возможностях.

В-четвертых, это самое важное, PR очень долго продолжает работать на ваше дело даже тогда, когда им уже не занимаются. Чуть позже расскажу, как это работает на практике.

Единственный недостаток PR заключается в том, что он приносит свои плоды не сразу. По своим наблюдениям, я вывел примерно такую формулу: минимум 3 месяца вы ведете PR-кампанию до первого клиента, через 6 месяцев она достигает своей стабильной эффективности, и в случае прекращения всякой деятельности результат ощущается еще не менее полугода. Если же поддерживающие мероприятия осуществляются, то вы получаете стабильный поток клиентов до бесконечности.

Важно: здесь я рассматриваю PR как способ продаж. Безусловно, он имеет массу других применений, но о них мы сейчас говорить не будем.

Пример из личной практики. На одном из популярных белорусских порталом я веду блог своей компании под названием «Интерьерные заметки»

По датам вы можете определить, что его я начал вести чуть больше года назад. Для себя я сразу поставил ограничения: никакой открытой рекламы. Это важное условие, иначе PR не работает.

Вначале мне приходилось публиковать по 3-4 постав в неделю, выкладывать некоторые свои работы. Через примерно два месяца я начал снижать (в среднем) периодичность публикаций до 2-3 в неделю.

Первый клиент появился быстро – примерно через месяц. Хотя это не совсем характерно для PR-кампаний, слишком сразу.

Поток заказов наладился по прошествии 5-6 месяцев. Он был не слишком большой: около одного-двух клиентов в месяц. Но здесь важно понимать, что мои затраты равнялись нолю. Я ни единого рубля не вложил, а значит в случае провала ничего бы не потерял. Согласитесь, с рекламой совсем другая история: можно вложить миллионы и остаться с носом.

Через месяцев восемь я добился главного – завоевал доверие аудитории своих потенциальных клиентов. Мне стали приходить сообщения, в которых люди говорили, что им очень нравиться читать мои заметки. И просили продолжать дальше.

С этого этапа кампании я стал вводить скрытую рекламу. Она позволила мне быстро генерировать поток новых клиентов. Вот один из примеров того, как может выглядеть завуалированная акция:

«Чуть не забыл. У меня в команде немного скучает один хороший дизайнер – расширились не в самое подходящее время. Дизайнер отличный, жадный до работы. А последней для него не так много. По сему у нас есть отличное предложение на разработку проекта. Кому интересно, пишите в ЛС».

За первый час после публикации данного текста я получал 2 новых заказа, причем очень хороших.

Сегодня я осуществляю только поддерживающие мероприятия, оставляю в блоге около 2-3 постов в две недели. Но за счет ранее собранной аудитории, я и сейчас в кризис имею от этой PR-кампании клиентов. Помните, я получил результат, не вложив ни рубля?

В завершении настоящей темы, хотел сказать бы следующие. На моей практике встречались разные тактики продвижения. Но только два из них имели успех: или очень много денег в рекламу, или планомерная работа по PR-продвижению дизайнера.

Возможно мне и не удалось убедить вас в своем утверждении. Но автор будет неимоверно рад, если заставит, читающего данную статью дизайнера, задуматься над написанным.